![]() |
![]() |
![]() |
|
Безопасность и супермаркеты: как снизить потериНевдашов Игорь Развитие сети розничной торговли в России заставили предпринимателей столкнуться с одной из самых застарелых проблем воровством. Как тут не вспомнить знаменитые слова Николая I графу Аракчееву: «Мне кажется, что во всей России не воруем только мы с тобой…» или ставший народным слоганом с «особым смыслом» слова песни «И все вокруг колхозное и все вокруг мое…». Сегодня данное обстоятельство заставило частный бизнес обратить самое серьезное внимание на этот вопрос и прийти к выводу о необходимости комплексного подхода по сокращению потерь от хищений, и, соответственно, увеличению инвестирования в охрану и безопасность. В настоящее время, по некоторым данным, потери от воровства покупателей и хищений, совершаемых персоналом, варьируются в крупных российских магазинах от 40 до 60 тысяч долларов США в год, а в средних и мелких от 15 до 28 тысяч. По другим экспертным оценкам, потери только супермаркетов от хищений составляют от 0,5 до 2% товарооборота, что совпадает с общемировой статистикой. Однако, по мнению специалистов, в некоторых российских магазинах этот показатель потерь от воровства достигает уровня 10-15% товарооборота. При этом наиболее незащищенными становятся супермаркеты, работающие по системе самообслуживания. Так стремясь быстро перейти на новый, более перспективный формат торговли, их российские владельцы часто не уделяют должного внимания охране и безопасности, а иностранные «хозяева», привыкшие к законопослушности и порядочности своих сограждан, иногда даже не предполагают с какими видами «несунов» и формами воровства они могут столкнуться в наших условиях. В результате и те, и другие зачастую оказываются не готовыми к новым условиям работы и несут существенные издержки. Следует отметить, что специалисты условно разделяют проблему потерь от хищений в супермаркетах на два типа: воровство персонала и воровство покупателей. При этом ими выделяются как общие условия для осуществления возможных хищений, как персоналом, так и покупателями, а также специфические виды правонарушений, отдельные для каждой из этих групп. Кроме того, эксперты рекомендуют всегда помнить распространенную формулу, что 10% людей никогда не совершат преступления, 10% совершат его, какие бы кары им за это не грозили; ну а 80% пойдут на правонарушение в случае создания соответствующих условий и при наличии уверенности в своей безнаказанности. В силу чего на любом объекте должна вестись постоянная демонстрация присутствия охраны, а также поддержание ей установленного режима обеспечения безопасности. В российских же условиях особое внимание, по мнению большинства частных охранников, должно уделяться следующему. Так в «наших» супермаркетах наиболее распространены случаи, когда покупатели, приходящие в эти магазины потребляют на месте в торговом зале продукты и напитки, и «забывают» в последующем их оплатить. Встречаются оригиналы, совершающие это действие семьями, вместе с детьми, бывают и другие курьезы. Как рассказал один из частных охранников, в его практике был случай, когда молодой человек взял бутылку элитного коньяка и, разогнавшись, прыгнул грудью на свою тележку для продуктов, чтобы охрана не догнала. Ну, а пока ехал, успел выпить весь коньяк, за который платить ему изначально было нечем. Все это приводит к тому, что отдельные магазины самообслуживания, несмотря на возможность потерь в продажах, вводят допуск покупателей на свою торговую площадь только по карточке клиента. Замеченные же в попытках выноса из магазина неоплаченного товара покупатели лишаются карточки клиента, попадают в «черный» список и впредь не допускаются в магазин. В частности, в связи с введением московскими магазинами «Метро» подобной процедуры их издержки в два раза снизились по сравнению с потерями от хищений в супермаркетах сети «Ашан» со свободным входом для всех покупателей. Всего же, по оценкам экспертов, в зависимости от типа магазина убытки от воровства покупателей составляют в среднем от 10 до 50 процентов всех потерь. Наиболее страдают, по мировой статистике, специализированные винные магазины (54%), а также магазины по продаже аудио и видеокассет (58,3%). В продовольственных магазинах и крупных супермаркетах эта цифра составляет около 34,2 процентов. Примечание: в связи с большими потерями от хищений в магазинах сети «Метро» даже в западных странах с конца 70-х годов дорогие эксклюзивные спиртные напитки и шампанское стали выставляться в закрытых стеклянных витринах. В этой связи, чтобы получить на руки выбранный, на витрине напиток, необходимо обратиться к продавцу. При этом представители «Метро» понимают, что в случае их отказа от действующей системы оборот по спиртным напиткам может увеличиться. Однако они не идут на подобные меры, так как предполагают, что следствием этого стало бы непропорциональное увеличение недостач при инвентаризации. Аналогичные схемы действуют в большинстве российских супермаркетах при продаже дорогой продукции. Например, икры, когда она после выбора покупателем передается не ему в руки, а на кассу. Для борьбы с воровством покупателей наряду с организацией хорошей охраны торгового зала, специалисты рекомендуют широкое использование технических средств: систем электронного слежения за товарами, интеллектуального кассового оборудования и видеонаблюдения. Говоря о видеонаблюдении, специалисты отмечают, что помимо непосредственной передачи информации видеокамеры обеспечивают и психологический эффект. В этой связи, как правило, на входе в магазинах сети «Метро» покупатели через стеклянную перегородку имеют возможность видеть мониторную охраны магазина. Дополнительной мерой психологического воздействия, могут стать специальные объявления, информирующие о том, что контроль в торговом зале осуществляется с помощью видеонаблюдения. Также система видеонаблюдения позволяет отображать на мониторе службы охраны все операции, производимые на принтере интеллектуального кассового терминала в реальном режиме времени. Специалистами также рекомендуется размещение зеркал в тех местах, которые позволят сотрудникам супермаркета наблюдать за большим пространством, в том числе на кассе. Так, иногда покупатели не выкладывают кассиру весь товар из тележки, а кассир со своего рабочего места не видит, что в ней находится. В этой связи на кассе устанавливается зеркало, которое также призвано оказывать на покупателя психологическое воздействие. Кроме того, в США и странах Европы получили распространение посты наблюдения, когда в торговом зале ставится башня из стекла с односторонней видимостью. В то же время в России их практически не используют, так как внутренняя планировка существующих магазинов не позволяет установить подобную конструкцию ввиду экономии площади. Наряду с этим широко применяется практика работы в торговом зале детективов под видом покупателей, которые по признакам устанавливают лиц нацеленных на вынос неоплаченного товара, о чем сообщают охране, которая в последующем задерживает «несунов» при их выходе из кассовой зоны. Следует отметить, что особое внимание специалистами уделяется интеллектуальному кассовому оборудованию и видеонаблюдению в точке расчета за товар, где сталкиваются интересы разных лиц и где, как никогда, возможен сговор покупателей с персоналом. В этой связи, экспертами рекомендуется следующее. Во-первых, товар должен отпускаться по ценам, заранее установленным на кассовом аппарате, что исключает возможность оформления чека на базе сумм, вручную вводимых кассиром. Во-вторых, все функции, связанные с возвратом товара и аннулированием чека должны производиться только с использованием ключа материально ответственного сотрудника с последующей развернутой статистикой по данным операциям, представленной в итоговом кассовом отчете за смену. В-третьих, касса должна иметь энергозависимую память, что исключает возможность потери информации о продажах и образцов электронных чеков при отключении кассы в момент печатания чека. Исходя из вышеизложенных рекомендаций, возможны следующие варианты предотвращения потерь от хищений товаров в кассовой зоне. Воровство покупателей
Воровство кассиров на кассах
Воровство кассиров в сговоре с покупателями
Воровство персонала в торговом зале
Кроме покупателей специалисты также рекомендуют особое внимание обращать на воровство персонала. По данным зарубежных специалистов, в частности, в США на долю персонала небольших супермаркетов приходится от 30 до 80% всех потерь. Российский опыт также свидетельствует, что воровство и мошенничество сотрудников зачастую составляет гораздо более значительную долю в общем объеме потерь магазина, чем даже воровство покупателей. Ворующий персонал эксперты условно делят на две категории:
В этой связи экспертами рекомендуется, чтобы выявить возможные злоупотребления проанализировать все стадии движения товара и денег в магазине и рассматриваются следующие стандартные ситуации.
_________ Источник it2b.ru Статьи на эту тему Потери торговых предприятий, и методы их оптимизации. Окончание Потери торговых предприятий, и методы их оптимизации Агент торговой безопасности Как воруют в магазинах Москвы Преступление и наказание... в торговом зале B форуме пишут Супермаркет меркурий город Самара улица победа 121 остановка юбилейная Может, в этом подвале сейчас опять кого-то мутузят и вымогают деньги. Расскажу свою историю, блин реально накипело, начитавшись форумов про воровство, мнения всех кто за и против и даже тех, кто про библию и старые законы об отрубании рук писал, выскажу только своё мнение, ну а вы уж сами решайте. Мне 30 лет и у меня диабет. Работать весь день не могу, сил не хватает, работаю по 4 часа в день уборщицей за 5100 рублей. Это конечно не оправдание, ведь есть же родители, они могут помочь, но у меня болезнь наследственная, мама на инсулине, а папе не до нас, то на одноруком бандите всё просадит, то вообще бывает без работы сидит. Вот мама и крутится, как может, она не вечная, а у меня чувство вины за то, что я не такая как все, нет таких сил, чтобы даже на 8 - ми часовой рабочий день, пусть даже на тот же завод. Всё началось, не помню когда и как, с мелочи, могла бы и обойтись, наверное, но на что-то не хватало, потом кошке один вискас, а потом все больше и больше. Тут новый год, хотелось порадовать подарками, ну и пошло поехало, они рады, конечно, с начало не знали, потом, когда я дорогой крем и дорогие консервы принесла, пришлось сказать что и откуда. Чувство вины пропадает при том, когда ты видишь эти зажравшиеся рожи и их зарплаты. Надо было мне ещё устроиться к тем самым, кто всё про нас и решает, к начальству короче. Их офисы с дубовыми столами, один кабинет для одного начальника, как моя комната в коммуналке, я каждый день ходила на работу улыбалась и молила бога, чтобы только не завидовать. Остановить может только страх и интуиция. Короче. Супермаркет меркурий, я уже кефир оплатила и к выходу. Подходит в штатском женщина и парень, и вежливо улыбаясь, просят пройти в комнату, пошла, они спокойно сначала, доставай, ну достала, пара дезиков, шампунь и водка - на 500 рублей короче, начали шманать, сумку, меня с головы до ног, я говорю, нет больше, вот тут и началось. Парень сказал, иди за мной вниз, сейчас я тебе устрою по полной программе, зло улыбается, ну всё тебе пипец сейчас будет. Я испугалась, начала вызывать милицию по сотовому, они сказали не надо мы уже вызвали, приехали двое, как потом выяснилось, частники, а не милиция и сказали, пошли вниз в подвал. Я в коридор вышла, поближе к выходу и начала пить этот кефир, так как сахар поднялся, и очень сильно пить захотелось. Тут меня частник схватил за куртку, я всё выронила, схватилась за какую-то железку и начала просто дико орать, люди помогите, кто нибудь. Вдвоём они меня с трудом, но оттащили и поволокли в этот подвал, там начались унижения и оскорбления типа твоё место у параши ну и похлеще, сами понимаете, после я говорю, налейте воды у меня диабет, они нивкакую стоят, издеваются, как только назабавились давай 1500 рублей. Я звоню маме, она едет, тут же парня приволакивают и где-то в стороне с матом и рукоприкладством что-то делают с ним, я уже в истерике, звонит отец, спрашивает, что случилось, какая у них форма и где я. Я говорю в каком-то подвале, форма голубая, адрес долго объясняла, минут 10, пока охранник точный не сказал, потом спрашивают ну что, приедет кто, я говорю, сейчас все приедут. Отношение сразу изменилось, меня оставили в покое, перестали унижать, налили воды, наконец, мама привезла деньги, меня всё равно не отпускают, мама попросила, да отпустите вы её вот же деньги. Было такое ощущение, что им в кайф всё это делать, не люди, а говно на двух палочках и язык червивый без костей. Проводили до выхода, один спросил, зачем ты брала, я говорю, тебе этого не понять и на весь магазин сказала, смотря им всем в глаза, будьте вы все здесь прокляты. Мама вышла через 2 минуты вся потерянная, я ей пообещала, ради неё такого больше не повторится. Потом позвонили из милиции, сказали приехать и написать на них заявление, но я была в таком состоянии, да и мама попросила не ходить. Может, в этом подвале сейчас опять кого-то мутузят и вымогают деньги. Супермаркет меркурий город Самара улица победа 121 остановка юбилейная Может, они думают, что ещё не все знают, как воруют сами супермаркеты, такая затёртая тема. Стоит только в Интернет залезть, там всё написано. Да по первому каналу сам Путин ходил по сетям и наказывал сбавить наценку. Да мы сами видим эти цены и уходим только с батоном хлеба и молоком оттуда, это я про обычного и нормального рабочего человека говорю, про тех, кто ворует крупно, они деньги не считают и этими проблемами не парятся и от всего откупаются. Ты мне я тебе, всё связано типа, куда им до мелких наших проблем, мы для них лохи и неудачники, маленькие мошки, наконец. Тоже мне святоши, не учите меня жить, лучше помогите материально - говорил Остап Бендер. Я вот всю жизнь училась, у меня два образования, если хотите, техникум и университет и там без взяток не обошлось, просили нагло и прямо. Вышла в жизнь, работала честно за копейки, а потом здоровье подвело вот, и пришёл, тот самый, о котором все говорят – пипец. КОНЕЦ Обсудить эту статью в форуме >>> |
|
© 20002018 Институт экономической безопасности, e-mail: webmaster@bre.ru |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |