![]() |
![]() |
![]() |
|
Споры о разведке (часть 6)Продолжение статьи. Начало см. здесь. 2.2. Доступность информационных ресурсов Доступность информационных ресурсов важнейший параметр, на основании которого определяется эффективность, как информационной работы, так и разведывательной деятельности. Определению практической доступности конкретных классов и видов информационных ресурсов посвящены многие научно-исследовательские работы, проводившиеся на международном, региональном и национальном уровне. Требования к полноте информационных ресурсов входили в качестве определяющих параметров всех крупных проектов по созданию информационных систем различного уровня. К сожалению, многие авторы публикаций по вопросам "экзотических" видов разведки или не знакомы с этими данными или умышленно дезинформируют пользователей "сказочными" параметрами эффективности своих служб в полноте доступных им информационных ресурсов. Поэтому постараемся дать более чем краткую характеристику доступности различных классов и видов информационных ресурсов. Любой пользователь имеет доступ только к тем информационным ресурсам, которые владельцы информационных ресурсов пожелали включить в систему открытого распространения информации. Ознакомление с результатами исследований доступности информационных ресурсов,
проводившимися на различных уровнях (международном, региональном, национальном
и др.), позволяет утверждать, что реальные возможности доступа к информации
в первом приближении оцениваются следующим образом: Приведенные данные характеризуют предельные возможности по полноте потока открытых публикаций, которые могут быть достигнуты в большинстве информационных систем, обеспечивающих работу с открытой информацией. Более высокий уровень полноты требует либо резкого увеличения научно-исследовательской и аналитической работы, либо к переходу к методам, используемым разведывательными органами. Но этот переход невозможен без отхода от "этических" и "легальных" методов, провозглашаемых сторонниками "деловой (коммерческой, конкурентной и прочая)" разведки. Реально в большинстве информационных систем и коммерческих структурах, поток значительного числа типов научно-технических документов (НИОКР, конструкторско-технологическая документация и экономическая информация) не достигает указанных выше величин. Дополнительные ограничения на доступ к открытым информационным ресурсам определяются многими факторами. Перечислим основные:
При исследовании вопросов доступности информации, как правило, оценки приводятся относительно ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА. Надежных оценок уровня доступности к информации ЧАСТНОГО (негосударственного) сектора, НЕТ. Наиболее существенные ограничения на доступ к информации накладываются не режимными ограничениями, принимаемыми на государственном уровне, а на уровне непосредственного "владельца" информации (конкретного человека, группы лиц, организации). Все суждения о доступе к коммерческой информации (КОММЕРЧЕСКИМ СЕКРЕТАМ) носят экспертный характер и получены на ограниченных выборках. Кроме этого, у исследователей доступности слишком много "нерешенных вопросов", без решения которых нельзя правильно оценивать уровень доступности той или иной информации в конкретной стране и сравнивать эти результаты между собой. Перечислим лишь некоторые из них:
Это лишь некоторые нерешенные "мелочи" информационной открытости странах Европы. Все это свидетельствует, что:
Каждый из перечисленных факторов накладывает ограничения на реально доступную исполнителю информацию и, следовательно, изменяет информационную среду, в которой конкретный исполнитель реализует стоящие перед ним задачи. Каждое государство имеет собственный комплекс нормативных документов, определяющих и регулирующих нормативную деятельность, и все государства связаны определенными межгосударственными и международными нормативными актами, которые нужно учитывать при использовании информационных ресурсов этих стран. Исполнитель одиночка (или как ныне принято говорить "индивидуальная, самодостаточная личность") имеет минимальный уровень обеспеченности информацией. Информация, обеспечивающая наиболее эффективные решения (действия) ему, как правило, недоступна. Поэтому любой исполнитель (отдельный человек, группа исполнителей, организация, и даже страна), приступая к решению любой задачи, особенно новой и сложной, должен исходить из принципа МИНИМАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. Нужно быть готовым к тому, что принятие решений будет осуществляться при отсутствии наиболее существенной и достоверной информации, в условиях значительной информационной неопределенности. Отсутствие информации определяется не только ее недоступностью, но и невозможностью получить требуемую информацию из-за ВРЕМЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, возникающих при решении задачи (или достижении поставленной цели). Неопределенность при принятии информационных решений неизбежна. Поэтому, принимая решения, исполнитель должен всегда учитывать последствия возможных рисков, возникающих от неполноты и недостоверности имеющейся у него информации. Реальная степень доступности к информационным ресурсам во всех странах существенно ниже рекламируемой. Например, современными национальными системами массового обслуживания по данным на 1991 г в США могли пользоваться около 25% потребителей (высокообеспеченные слои населения 5%, и члены общества, обладающие свободными средствами). Одновременно, 75% рядовых граждан имеют значительные ограничения в доступе к требуемой информации. [Мировой рынок информационных услуг: основные характеристики, цели и методы маркетинга./ Технология электронных коммуникаций, Т.12, -М.: Экотрендз, ЕКС, Электронные издания, 1991]. Вопросы доступности информации в условиях рынка требуют очень внимательного изучения. Тот, кто глубже вскроет эти механизмы, получит значительные преимущества в конкурентной борьбе. При этом нужно учитывать, что страны Азии и Востока в отношении доступности их информационных ресурсов изучены плохо. По странам западной Европы и США информации немного больше, но и эта картина сильно искажена "детским лепетом" о "всеобщей открытости информации" в "цивилизованных странах". Информация занимает место одного из важнейших ресурсов развития во всех сферах человеческой деятельности. Это ведет к жесткой и бескомпромиссную борьбе за обладание информационными ресурсами. В этой борьбе: "с одной стороны, целью субъекта является улучшение собственных информационных ресурсов и, как следствие, повышение эффективности процессов функционирования собственных информационных систем, а с другой стороны, стремление ухудшить информационные ресурсы "конкурента" (противника) и тем самым понизить эффективность процессов функционирования его информационных систем". [Устинов Г.Н. Основы информационной безопасности систем и сетей передачи данных. Учебное пособие. Серия "Безопасность". М.: СИНТЕГ, 2000]. Поэтому современный уровень борьбы за обладание информационными ресурсами приобретает характер информационных войн с цель захвата и удержанию превосходства в данном секторе экономики. В этих условиях любые разговоры об (90-95)% доступности открытой информации являются целенаправленной дезинформацией. После распада СССР в 1991 году США стали единственным мировым лидером в информационной сфере. Информационная мощь США становится одним из важнейших средств достижения национальных целей и вносит существенные коррективы в реализацию "Стратегии национальной безопасности в новом столетии". Основными компонентами информационной мощи США являются [США в новом мире:
пределы могущества. М.: 1997. Стр.67-68]: Все это позволяет с высокой степенью вероятности предполагать, что в ближайшее время количество и качество информации в открытых потоках будет только снижаться. Тем более, что на государственном уровне в Рф не осуществляется сколь-нибудь действенных мер по защите и сохранению информационных ресурсов страны. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что пользователь при решении своих задач (достижения целей и принятии решений) должен и обязан очень тщательно оценивать всю полученную информацию. Особенно, если эта информация получена из "дружественных" источников, принадлежащих лицам, организациям и государствам, имеющих "собственные интересы" в тех же, или сопредельных проблемных областях и источников, связанных между собой любыми корпоративными и иными зависимостями. В противном случае полученные результаты будут работать на достижения целей других лиц, организаций и государств. Но уменьшить степень информационной зависимости от США и ослабить последствия американского превосходства можно. Для этого, как указывают эксперты, необходимы [США в новом мире: пределы могущества. М.: 1997. Стр.106]:
Выводы:
Продолжение следует... _________ Источник it2b.ru Статьи на эту тему Малобюджетная конкурентная разведка Конкурентная разведка и небольшие компании Особенности современной агентурной работы в коммерции Конкурентная разведка в малом и среднем банке Бенчмаркинг в конкурентной разведке Анализ информации как средство достижения стратегических целей банка Бизнес-разведка и оперативный финансовый мониторинг Споры о разведке (часть 7) Споры о разведке (часть 6) Планирование работы конкурентной разведки Споры о разведке (часть 5) Споры о разведке (часть 4) Споры о разведке (часть 3) Споры о разведке (часть 2) Споры о разведке (часть 1) Методы деловой разведки Экономическая безопасность коммерческих предприятий и деловая разведка Конкурентная разведка в современных условиях Ведение конкурентной разведки на торговых выставках и конференциях Коммерческая разведка. Сущность и содержание Как узнать всю правду о конкуренте Банковская бизнес-разведка А нужна ли разведка? Характеристика каналов добывания информации о предприятии Техника промышленного шпионажа. Что нужно знать потребителю Key Katcher. Инструмент промышленной контрразведки Деловая разведка в малом бизнесе – утопия или реальность? Маркетинг: необходимость и проблема анализа конкурентного положения предприятия на рынке Что такое коммерческая разведка и чем она не является Экономическая контрразведка банка Классификация информаторов Аналитическая разведка: от картотек до ситуационных центров. Интернет-бизнес-аналитика – информационная технология нового века. Управление стратегической разведкой. Обсудить эту статью в форуме >>> |
|
© 20002018 Институт экономической безопасности, e-mail: webmaster@bre.ru |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |