![]() |
![]() |
![]() |
|
Методы деловой разведкиТатьяна Куглякова Услуги и цены № 25 2004г. Если нас как носителей языка попросить объяснить, что такое разведка, то ассоциативное мышление, скорее всего, приведет к области военных дисциплин. Кто-то, может быть, скажет, что это ряд мероприятий, направленных на изучение экономической и политической ситуации в других странах. Но в среде предпринимателей, скорее всего, заговорят о разведке деловой. Теперь агенты не ходят за «языком», они используют более современные методы. Сегодня уже не стоит вопрос о целесообразности проведения деловой разведки. Многие руководители предприятий понимают, что это напрямую связано с корпоративной безопасностью. Угроза для последней, как правило, возникает из-за конфликта интересов, который в условиях конкурентной борьбы присутствует всегда. Деловая разведка — это постоянный процесс сбора, обработки, оценки и накопления данных, их анализа с целью принятия оптимальных решений. В самом процессе ее проведения можно выделить следующие этапы:
На каждом этапе используют свои, соответствующие моменту методы. Начинают любую работу с накопления материала. На этой стадии наиболее эффективен мониторинг различных источников информации. Специалисты в области деловой разведки считают, что большинство сведений о намерениях конкурентов, порой даже секретных, есть в открытых источниках. Можно выделить следующие каналы получения необходимых материалов:
Иногда для получения данных необходимо обращение в государственные или правоохранительные органы. Так, налоговая служба может предоставить сведения о госрегистрации, юридическом и фактическом адресах, учредителях. В некоторых случаях прибегают к тактическим хитростям. Скажем, делают оперативную закупку товара. Цель такой акции — исследовать (разобрать, собрать) конструкцию продукции конкурентов. Или другой пример: проведение анкетирования персонала под видом маркетингового исследования. Если вас интересуют какие-то научные разработки, но вы не имеете доступа в лаборатории, можно предложить контракты на финансирование исследовательских работ. Даже затяжные и, казалось бы, бессмысленные переговоры могут быть очень результативны, ведь в их процессе часто запрашивают дополнительные данные. Кроме того, существуют специальные компьютерные программы, позволяющие собирать и сортировать информацию, структурировать и анализировать ее и даже выстраивать прогноз развития ситуации. На следующем этапе функционирования деловой разведки происходит обработка и анализ собранного материала. Собственно, на этой стадии сведения переходят в знания, которые способны обеспечить понимание ситуации, а следовательно, и управление ею. На данной ступени обязательно обращение к специалистам, экспертам в определенных областях, использующих собственные аналитические методы. Среди них особенно следует выделить:
При проведении бенчмаркинга эти параметры также учитывают. Все перечисленные методики направлены не только на изучение опыта работы конкурентов, но и на выявление их слабых сторон с целью укрепления собственного положения на рынке. Любое, даже успешно развивающееся предприятие, имеет уязвимые места. Известен пример, когда специалисты провели исследование деятельности одной активно продвигающейся продуктовой компании. Она занимала лидирующее положение, предлагала разнообразный и качественный товар, располагала большим количеством точек реализации продукции и пр. Ахиллесовой пятой стал вопрос о транспортировке. Собственного парка фирма не имела и заключила контракт с одной фирмой, которую конкуренты довольно легко «перекупили», предложив более выгодные условия. Это внесло некоторую дестабилизацию в работу. Или другой случай. Консалтинговая компания обнаружила, что успех конкурентов во многом зависит от профессионализма ведущего специалиста, который наработал определенный круг клиентов, что позволило фирме значительно продвинуться. Предугадать результаты несложно — этому сотруднику предложили более интересные условия работы. Кстати, к услугам хэд-хантеров, то есть «охотников за головами», прибегают довольно часто. Последний этап работы — выдача «оценочной» информации, которая направлена на принятие руководством верных управленческих решений. Есть и еще один аспект в целесообразности проведения мероприятий, осуществляемых деловой разведкой — защита интересов собственного бизнеса, страхование рисков. У китайского генерала Сунь Цзы есть высказывание: «Когда ты знаешь своего врага, ты не страшишься результата от сотни войн». Гарантией относительного спокойствия могут стать знания, полученные в ходе деловой разведки. _________ Источник it2b.ru Статьи на эту тему Малобюджетная конкурентная разведка Конкурентная разведка и небольшие компании Особенности современной агентурной работы в коммерции Конкурентная разведка в малом и среднем банке Бенчмаркинг в конкурентной разведке Анализ информации как средство достижения стратегических целей банка Бизнес-разведка и оперативный финансовый мониторинг Споры о разведке (часть 7) Споры о разведке (часть 6) Планирование работы конкурентной разведки Споры о разведке (часть 5) Споры о разведке (часть 4) Споры о разведке (часть 3) Споры о разведке (часть 2) Споры о разведке (часть 1) Методы деловой разведки Экономическая безопасность коммерческих предприятий и деловая разведка Конкурентная разведка в современных условиях Ведение конкурентной разведки на торговых выставках и конференциях Коммерческая разведка. Сущность и содержание Как узнать всю правду о конкуренте Банковская бизнес-разведка А нужна ли разведка? Характеристика каналов добывания информации о предприятии Техника промышленного шпионажа. Что нужно знать потребителю Key Katcher. Инструмент промышленной контрразведки Деловая разведка в малом бизнесе – утопия или реальность? Маркетинг: необходимость и проблема анализа конкурентного положения предприятия на рынке Что такое коммерческая разведка и чем она не является Экономическая контрразведка банка Классификация информаторов Аналитическая разведка: от картотек до ситуационных центров. Интернет-бизнес-аналитика – информационная технология нового века. Управление стратегической разведкой. Обсудить эту статью в форуме >>> |
|
© 20002018 Институт экономической безопасности, e-mail: webmaster@bre.ru |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |