Деловые новости
Экономика и финансы
Криминал
Оценка деловых рисков
Аналитические обзоры
Оценка деловых рисков
Оффшоры
Корпоративная безопасность
Платежные средства
Портфель руководителя СЭБ
Базы данных
Законы
Подписка на новости
Для подписки на новости введите ваш e-mail:
Вы можете просматривать анонсы наших новостей и статей на мобильных устройствах с нашей rss ленты
Курсы валют
21.02.202022.02.2020
$63,741364,3008 
68,770569,4191 
все курсы валют
Оценка деловых рисков | Аналитические обзоры | Экономические обзоры
Экономические обзоры | Фондовые рынки | Макроэкономика | Отрасли | Регионы

Финансовые рынки с 11 по 15 октября 2004 года


Рынок акций

Российское государство в очередной раз проявляет себя как недобросовестный партнер — как по отношению к иностранным инвесторам, так и по отношению к отечественному бизнесу. В конце исследуемой недели (14 октября) Минюст наконец «раскрыл карты» в игре по распродаже активов крупнейшей российской компании «ЮКОС» — «Юганскнефтегаза». Сумма 3-4 млрд. долл., названная Минюстом, прозвучала сверхцинично. И оказала крайне негативное воздействие на финансовое сообщество. Ни для кого не секрет, что компания оценена международным оценщиком в 15-30 млрд. долл. (из отчета Dresdner Kleinwort Wasserstein (DKW)).

В четверг вечером ряд информационных агентств обнародовали сведения о намерении государства выставить за названную цену пакет из 76.8% (все 43 обыкновенных акций) уставного капитала «Юганскнефтегаза». Стартовая стоимость пакета рассчитана исходя из оценки компании в 10.4 млрд. долл. с применением дисконта в 60%. Кроме того, поступила информация о том, что в аукционе по продаже пакета «Юганскнефтегаза» примет участие одна из аффилированных с «Газпромом» компаний. Аналогичные же сведения содержатся в обнародованном официальном постановлении о продаже «Юганскнефтегаза», подготовленном судебными приставами для РФФИ. Инвестиционное сообщество ждет от Минюста и судебных приставов разъяснений принципов оценки и детализации продажи бизнеса «Юганскнефтегаза», предварительные сроки которой очерчены РФФИ концом ноября.

Цифра же в 10.4 млрд. долл. появилась еще в начале недели, когда Минюст опубликовал «выдержки» из отчета DKW. Данная величина присутствовала в отчете в качестве крайне пессимистичной оценки, а дисконт в 60% — как крайняя мера в процессе продажи миноритарного пакета. И именно она стала сигналом к резкому обвалу цен по всему спектру акций. После трех дней «топтания на месте» (на уровне примерно 690 пунктов по шкале РТС, 7-11 октября) рынок скорректировался сначала на 3.5% (12 октября), а затем еще на 2%. В середине дня в пятницу, 15 октября, индекс опустился до уровня 654 пункта по индексу РТС, или более чем на 5% с начала недели. Акции НК «ЮКОС» за неделю подешевели на 20%, до 4.15 долл.

В том, что величина налоговой задолженности «ЮКОСа», рассчитанная по «формуле» Минюста и службы судебных приставов, есть величина, равная сумме стоимостей стратегических активов холдинга, инвесторы уяснили уже давно. Однако до сих пор остаются без ответа главные вопросы:

  • Насколько политический бандитизм в отношении «ЮКОСа» является экономически целесообразным?
  • Существует ли резон разменивать налоговые выплаты будущих периодов «ЮКОСа» на незамедлительное погашение налоговых претензий прошлых лет (особенно в условиях сверхпоступлений в бюджет от роста цен на мировых товарных рынках?)
  • Будет ли «ЮКОС» в своей новой структуре способен выполнять столь же значимые для государства фискальную и социальную функции, как и ранее?
  • Насколько меры, примененные к неплательщику, являются законодательно и юридически безупречными с точки зрения будущих поколений чиновников и бизнесменов? И не спровоцируют ли они обратные судебные процессы в дальнейшем? (Напомним, что Закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» исключает первоочередную продажу основных производственных активов (каким, безусловно, является «Юганскнефтегаз») в целях урегулирования налоговых претензий при наличии альтернативных вариантов погашения задолженности.)
  • Насколько будет существенен ущерб экономики от недопоступлений иностранных инвестиций и оттока капитала? (По различным оценкам, отток капитала из РФ в 2004 г. может достичь 20 млрд. долл.)
  • И, наконец, принципиальный вопрос с точки зрения фундаментальной оценки стоимости российских корпоративных активов: следует ли решение государства о 60%-ном рисковом (политическом, экономическом, управленческом и т. п.) дисконте к стратегическим нефтяным активам считать его рекомендацией инвесторам применять этот дисконт ко всем прочим российским акциям?

Этим же последним вопросом задаются и авторитетные международные агентства, надежды на присвоение которыми РФ инвестиционного рейтинга инвесторы испытывают более года.

«Каким образом это объяснить? Кто это объяснит? Кто несет за все это ответственность? Где принимаются эти решения? Все это понять очень трудно», — замечают эксперты S&P. По их мнению, дело «ЮКОСа» свидетельствует о непрозрачности главного эмитента страны — федерального правительства. «Никто не знает, в чем реальная причина событий с «ЮКОСом», они не раскрыты и это официально никто не комментирует. В связи с делом «ЮКОСа» можно говорить о страновом риске. Этот риск создает напряжение, разрушает доверие между государством и частным бизнесом, дестабилизирует ситуацию, и все гадают, будет ли кто-то следующий за «ЮКОСом» и по какому принципу может быть произведен отбор следующей компании».

Нетрудно догадаться, что в ближайшие месяцы России не видать инвестиционного рейтинга S&P, «как своих ушей». И сверхвысокие цены на нефть, сверхрекордные золотовалютные резервы страны и сверхвысокие рейтинги нынешнего президента в данном случае не уберегут рынок от провала. Складывается впечатление, что правительство и кремлевская администрация интересуются состоянием российских финансовых рынков в той же мере, в коей и отечественным футболом:

Индекс РТС объемы торгов на рынке акций

__________

Источник — vedi.ru

Самые читаемые
Поиск по разделу
© 2000—2018 Институт экономической безопасности, e-mail: webmaster@bre.ru