Деловые новости
Экономика и финансы
Криминал
Оценка деловых рисков
Аналитические обзоры
Оценка деловых рисков
Оффшоры
Корпоративная безопасность
Платежные средства
Портфель руководителя СЭБ
Базы данных
Законы
Золотые страницы предпринимателя
Партнеры
Услуги
Форум
Реклама
Подписка на новости
Для подписки на новости введите ваш e-mail:
Вы можете просматривать анонсы наших новостей и статей на мобильных устройствах с нашей rss ленты
Курсы валют
27.06.201728.06.2017
$59,001458,8843 
66,081665,9563 
все курсы валют
Оценка деловых рисков | Оффшоры | Законы
Коллекция налоговых схем | Паспорта | Законы | Оффшорные компании

Закон о противодействии легализации доходов.


Текст статьи любезно предоставлен единственным русскоязычным журналом об офшорном бизнесе - "OFFSHORE NEWS".

С первого февраля 2002 года вступил в действие Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Принятие закона вызвало целую волну публикаций в российской прессе и послужило поводом для дискуссий специалистов финансовых и правоохранительных органов. Оценки перспектив нового «антиотмывочного» законодательства не всегда однозначны, а подчас и диаметрально противоположны.

Следует отметить, что принятию закона во многом способствовала жесткая политика FATF — Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (более подробно об этом можно прочитать в предыдущем номере нашего журнала). В тоже время, борьба с отмыванием «черных» денег не является абсолютным новшеством для российского законодательства.

Так, Уголовный кодекс РФ 1996 года предусматривает следующий состав преступления: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. В уголовном законодательстве легализация понимается как совершение финансовых операций с денежными средствами и иным имуществом в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом. К ответственности по указанной статье кодекса может быть привлечено лицо, которое совершает подобные операции, если ему известно о преступном характере происхождения имущества, но при этом оно само не получало указанные средства в результате совершения преступления.

Несмотря на то, что Уголовный кодекс работает уже более четырех лет, практики применения названной статьи так и не сложилось. В частности, этот состав инкриминировался известному красноярскому предпринимателю Анатолию Быкову, однако в силу несостоятельности доказательной базы до суда дело доведено не было.

С принятием нового закона о противодействии легализации в кодекс была включена новая статья, предусматривающая уголовную ответственность за совершение финансовых операций с имуществом лицом, приобретшим указанное имущество в результате совершения1!' преступления. Кроме того, новая норма' применяется вне зависимости от того, существует или нет у преступника такая цель, как придание правомерности.

Ответственность по обеим статьям наступает в случае, если стоимость имущества превышает две тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Следует отметить, что новый Закон о противодействии еще до даты вступления в действие успел обрасти некоторым количеством нормативных актов. Прежде всего это документы, изданные Центральным банком РФ, регламентирующие процедуру исполнения закона кредитными организациями. Безусловно, огромный интерес вызывает новая структура, образованная в соответствии с Указом Президента и призванная выполнять основную функцию по претворению норм закона в жизнь. Речь идет о Комитете финансового мониторинга (КФМ), или, как его уже успели окрестить в отечественной прессе — финансовой разведке.

Итак, закон определил перечень хозяйствующих субъектов, которые с первого февраля обязаны активно способствовать борьбе государства с различного рода «серыми» схемами.

Ими являются:

- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг; - страховые и лизинговые компании;
- организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;
- ломбарды.

Указанные выше лица и организации обязаны сообщать в КФМ о тех операциях, которые с точки зрения законодателя являются подозрительными и могут использоваться в целях легализации средств, полученных преступным путем. В сферу пристального внимания закона попал широкий круг финансовых операций. Действие нового закона распространяется на операции с имуществом стоимостью более 600 тысяч рублей. Однако так называемый количественный критерий не является достаточным для того, чтобы о такой операции стало известно КФМ.

По своему характеру операция, о которой станет известно финансовой разведке, может быть использована в целях легализации «грязных» денег. Во-первых, это операции с наличными денежными средствами, такие как: снятие или зачисление на расчетный счет юридического лица наличных денежных средств, обмен купюр одного достоинства на купюры другого достоинства, внесение средств в оплату доли в уставном капитале, приобретение ценных бумаг.

Вторая группа операций, подлежащих обязательному контролю, выделена в законе на основании того, кто является стороной при ее проведении. Подозрительными являются операции, совершаемые с лицом (организацией), проживающим (зарегистрированной) на территории, о которой имеются сведения в связи с незаконным производством наркотических средств. Перечень 'таких территорий дополнительно устанавливается Постановлением Правительства РФ. Практический интерес вызывает указание закона на проведение обязательного контроля над теми операциями, которые совершаются с регионами, где не предусмотрено раскрытие информации о совершаемых финансовых операциях. Перечень таких регионов устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком в соответствии с рекомендациями, разработанными соответствующими международными организациями. До настоящего момента Правительством не принят соответствующий нормативный акт во исполнение положений закона. Однако, по нашему мнению, работникам кредитных организаций следует ориентироваться на приложение к Инструкции ЦБ РФ №500-У.
О некоторых операциях по банковским счетам (вкладам) так же необходимо сообщать в Комитет финансового мониторинга. Это операции, либо связанные с зачислением наличных денежных средств, либо предполагающие открытие депозита на предъявителя или анонимного владельца. Подозрительными также признаются операции, связанные с выплатами по договорам страхования, лизинговые сделки, помещение имущества в ломбард, денежные переводы.

Наконец, к категории подозрительных законодатель отнес любые финансовые операции независимо от вида и суммы, на которую они совершаются, в случае если, по мнению работника соответствующей организации, такая операция может осуществляться в целях легализации преступных средств. Согласитесь, что названный критерий оценки t весьма условен.

Допущенный в законе пробел пытался исправить Центральный банк, направивший коммерческим банкам Письмо № 137-Т, в котором указаны критерии выявления и признаки необычных сделок. Указанное Письмо носит рекомендательный характер, однако вряд ли внутренние процедуры контроля в коммерческих банках будут значительно отличаться от тех, которые предложены основной кредитной организацией России.

Не буду утруждать читателя перечислением тех признаков, которые, по мнению ведомства Геращенко, позволяют признать за сделкой ее необычный характер. Отмечу лишь общую тенденцию, которая прослеживается в «антиотмывочном» законодательстве. Любые операции, которые не укладываются в рамки обычной хозяйственной деятельности организации или же отличаются от рыночной конъюнктуры, отнесены в ранг необычных или подозрительных, Во многом это является оправданным, однако не следует забывать, что отечественная правоприменительная практика, всегда отличавшаяся от требований закона, может пойти по пути «расширенного» толкования, и тогда никто не будет гарантирован от произвола со стороны ряда государственных структур. К I сожалению, отсутствие в нормативных актах четко сформулированных критериев допускает такое развитие событий.

Обращает на себя внимание установленный законом порядок сбора информации о «подозрительных» операциях. На указанные выше организации и частные лица, осуществляющие операции с денежными средствами, возложена обязанность по сбору, документальному фиксированию и предоставлению КФМ сведений об операциях и лицах, осуществляющих подобные операции.

В вышеназванном Письме Центрального банка также содержатся рекомендации по организации мер внутреннего контроля в целях противодействия легализации. Ответственность за разработку мер контроля возложена на председателя правления банка.
В Письме содержится множество норм, регламентирующих порядок фиксирования информации о сделках и лицах, их осуществляющих, требования к документообороту, а также порядок предоставления информации в Центральный банк.

Отдельно хотелось бы остановиться на разработанных Центральным банком критериях оценки риска различных операций и сделок, а также видов деятельности.

Интересно, что критерии выбора видов деятельности, связанных с повышенным риском осуществления легализации, не всегда совпадают с направлением, определенным законом. В частности, по мнению Центрального банка, к подозрительным относятся туристическая деятельность, игорный бизнес, торговля недвижимым имуществом. В то же время соответствует логике, определенной законодателем, включение в группу риска операций с офшорными компаниями, деятельности, связанной с денежными операциями в наличной форме, внешнеэкономической деятельности.

Также обращает на себя внимание Положение ЦБ РФ №160-П, в котором устанавливается порядок проведения инспекционных проверок кредитных организаций в целях проверки соблюдения Закона о противодействии. Контроль над исполнением коммерческими банками выполнения требований закона возложен на Центральный банк. При проведении инспекционных проверок ЦБ РФ изучает порядок фиксирования, хранения и предоставления кредитными организациями информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Наконец необходимо остановиться на Указе Президента №1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Не будет преувеличением сказать, что названный документ стал одним из ключевых в построении государственной системы противодействия легализации.

Согласно Указу, в структуре исполнительных органов государственной власти создается орган, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации средств, полученных преступным путем. Таким органом является Комитет по финансовому мониторингу. Новый орган входит в состав Министерства финансов РФ. Руководитель комитета является первым заместителем министра финансов. Комитет выступает своеобразным координирующим центром, поскольку в него стекается вся информация о финансовых операциях, вызывающих подозрение у должностных лиц кредитных и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Итак, основными функциями комитета являются сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, создание единой информационной системы, направление соответствующей информации в правоохранительные органы. Как видно, финансовая разведка не получила своего следственного аппарата и не вошла в структуру правоохранительных органов в качестве самостоятельного элемента.

Разработанная законом процедура противодействия легализации предполагает включение в эту сферу широкого круга негосударственных структур, а также четкую систему межведомственного взаимодействия. Насколько жизнеспособным окажется новый механизм, зависит от практики применения норм закона.

Согласно статье 13 закона, в случае нарушения требований относительно фиксирования и направления информации о сделках организация может быть лишена лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

Не следует забывать и о том, что информация, предоставляемая КФМ в правоохранительные органы, может использоваться как основание не только для возбуждения уголовного дела, но и для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», к компетенции правоохранительных органов, в том числе МВД и ФСНП, отнесено проведение 14 видов оперативных мероприятий. Кроме того, указанные силовые ведомства наделены широким кругом полномочий, которые могут реализовываться в рамках административного законодательства. Так, согласно ст. 11 Федерального закона «О федеральных органах налоговой полиции», к компетенции последних отнесено проведение проверок налогоплательщиков с целью установления правильности исчисления и уплаты налогов, обследование помещений, используемых налогоплательщиком с целью извлечения дохода, сбор необходимой документации и материалов. Все указанные выше действия сотрудники ФСНП могут осуществлять до возбуждения уголовного дела. Подобные полномочия с поправкой на ведомственную направленность имеют и сотрудники Министерства внутренних дел.

Разумно предположить, что развитие закона может пойти по пути, когда КФМ будет собирать материал о так называемых подозрительных операциях, передавать его правоохранительным органам, которые, используя свои отнюдь не узкие полномочия, продолжат работать с «клиентом». И ведь действительно, в принятых нормативных актах не сказано, что информация, получаемая от КФМ, может быть использована исключительно в качестве повода для возбуждения уголовного дела.

Если до 1 февраля не существовало системы информирования правоохранительных органов о различных подозподозрительных финансовых операциях, то сейчас она начинает работать. Более того, в нее включены те институты, которые очень часто используются для осуществления не всегда прозрачных с точки зрения отечественного законодательства схем.

Пожалуйста, присылайте все вопросы и комментарии по адресу editor@offshorenews.ru

Самые читаемые
  • Особенности покупки обуви
  • Акриловые краски
  • Поиск по разделу
    © 2000—2016 Институт экономической безопасности, e-mail: webmaster@bre.ru
    Rambler's Top100 Rambler's Top100